Здание железнодорожного вокзала

Вокзал возведен в период строительства железной дороги Оренбург-Ташкент. Автор проекта здания вокзала неизвестен. Заказчиком на строительство вокзала было Министерство путей сообщения Российской империи.

Здание вокзала возведено из обожженного кирпича прямоугольного формата на цементно-песчаном растворе, имеет насыпное бутоземляное основание, конструкция кровли (стропила, обрешетка и т.д.), балки покрытия, оконные рамы и двери выполнены из дерева.

Перрон находится с северной стороны, южным фасадом здание раскрывается на привокзальную площадь.

Здание вытянуто вдоль перрона и имеет фронтальную композицию в виде трех высоких ризалитов, соединенных между собой более низкими объемами, такие же объемы фланкируют крайние ризалиты. Такое объемно-пространственное решение соответствует планировочной структуре вокзала – в центральном ризалите находится вестибюль, в двух других – просторные залы ожидания первого и второго класса, в более низких частях – служебные помещения.

В центральном ризалите со стороны привокзальной площади помпезная входная часть решена в виде глубокой арочной ниши с полуциркульным очертанием, ниша фланкирована пилястрами, надкровельное продолжение которых образует аттиковое венчание. Углы этого ризалита также фланкированы пилястрами.

Боковые ризалиты декорированы проще, но плоскость каждого из них также членится пилястрами на три участка, которые заполнены двумя окнами каждый: нижним высоким и малым верхним. Эти ризалиты также увенчаны аттиками. Окна, соединяющие ризалиты, более низких объемов, соответственно, мельче.

Заслуживает внимания проработка элементов здания – фигурные абрисы аттиков, манерные изгибы оконных переплетов, вычурные детали оформления фасадов и интерьера, сложны металлические навершия надкровельных башенок, железнодорожная эмблема и т.д.

Во время реконструкции и капитального ремонта был изменен внутренний интерьер вокзала: разобраны печи отопления, изменен потолок, проведены трубы центрального отопления. В 1980-е годы справой стороны главного фасада пристроено дополнительно трехэтажное здание.

Здание вокзала, резко выделяющееся высоким художественным уровнем среди привокзальных построек мелких станций, является прекрасным образцом русского модерна, возведенного применительно к условиям Южного Казахстана.